ЧАВО

Какая разрешительная документация необходима для представления субъектами малого и среднего предпринимательства, при осуществлении деятельности по обращению с отходами и выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

1. Какая разрешительная документация необходима для представления субъектами малого и среднего предпринимательства, при осуществлении деятельности по обращению с отходами и выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

 а) Субъекты малого и среднего предпринимательства при осуществлении деятельности в области обращения с отходами (за исключением деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений, биологическими, радиоактивными отходами) обязаны оформить:

— лицензию на деятельность по сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности (если, они осуществляют таковую деятельность);

 — паспорта на отходы I – IV класса опасности;

— документ об установлении класса опасности отходов по степени их токсичности (при обращении с токсичными отходами).

б) При обращении с радиоактивными отходами субъекты малого и среднего предпринимательства должны оформить разрешение (лицензию) на право ведения работ в области использования атомной энергии;

в) Субъекты малого и среднего предпринимательства должны вести первичный учет в области обращения с отходами в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 1 сентября 2011 г. № 721;

г) Субъекты малого и среднего предпринимательства должны представлять:

— в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за отчетный период (год) (в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодом);

— статистическую отчетность по форме № 2-ТП (отходы) в территориальные органы Росприроднадзора (до 1 февраля после отчетного периода);

д) Субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух обязаны:

— разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух;

— оформить разрешение на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

е) Субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют:

— статистическую отчетность по форме № 2-ТП (воздух) (22 января после отчетного периода в территориальные органы Росстата ;

— статистическую отчетность по форме № 2-ТП-воздух (срочная) за I полугодие отчетного года (7 июля после отчетного периода в территориальные органы Росстата).

 ж) Субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют статистическую отчетность по форме № 4-ОС (25 января после отчетного периода в территориальные органы Росстата).

Как распределить вывезенный мусор по видам и тоннам, если есть только общий объем за месяц?

5. Как распределить вывезенный мусор по видам и тоннам, если есть только общий объем за месяц?

В общем случае мусор от деятельности предпринимателя делится на: бытовой  мусор от сотрудников и мусор от уборки помещений и прилегающих территорий. Мусор от сотрудников можно рассчитать по следующим нормативам: норма образования отходов на одного сотрудника предприятия 0,04-0,07 т/год на человека при удельном весе неуплотненных ТБО 0,2 т/м3., согласно Сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления. – М.: Госкомэкология, 1999, — 55 с., путем умножения числа сотрудников на норматив. Остальные отходы, например, отход (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами  высчитываются остаточным методом: общий объем вывезенных ТБО за вычетом  объемов отходов, полученных расчетным методом.

Обязаны ли мы делать расчет платы за негативное воздействие в модуле природопользователя и загружать его через веб портал Росприроднадзора?

6. Обязаны ли мы делать расчет платы за негативное воздействие в модуле природопользователя и загружать его через веб портал Росприроднадзора?

Согласно п. 11. Приказа Ростехнадзора от  от 5 апреля 2007 г. N 204 «До утверждения иного порядка расчеты также представляются в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи в формате XML (Extensible Markup Language — расширенного языка разметки, являющегося подмножеством SGML (Standard Generalized Markup Language) стандарта ISO 8879) согласно образцу, расположенному на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по адресу: http://www.gosnadzor.ru/.

Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется.

(п. 11 в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182)»

Таким образом, если расчет платы составляет менее 50 000 рублей, то не обязаны.

В чем заключаются особенности подготовки Отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов?

7. В чем заключаются особенности подготовки Отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов?

— Отчет по отходам может быть сделан и предоставлен в Росприроднадзор самим предприятием без привлечения специализированной организации.

— Отчет по отходам формируется на основании фактических данных по образованным и переданным отходам с заполнением утвержденных форм.

— Отчет по отходам не подлежит согласованию в Росприроднадзоре, предоставляется в уведомительном порядке  и может быть направлен по почте с описью.

-Все необходимые данные для отчета могут быть взяты из договоров и актов на вывоз отходов.

Какие коэффициенты индексации нормативов платы за негативное воздействие установлены в 2015-2017 году?

2.Какие коэффициенты индексации нормативов платы за негативное воздействие установлены  в 2015-2017 году?

Год, на который установлены коэффициенты

Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ в:

Основание

2003 году <**>

2005 году

2015 год

2,45

1,98

Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 N 1219

2014 год

2,33

1,89

Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ

2013 год

2,20

1,79

Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ

2012 год

2,05

1,67

Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ

 

 

С 17.12.2012 Росприроднадзор требует всю отчетность (2 ТП отходы, отчетность по отходам для малых и средних предприятий, расчеты НВОС) формировать с использованием модуля природопользователя http://rpn.gov.ru/node/6931 http://rpn.gov.ru/node/5523

9. С 17.12.2012  Росприроднадзор   требует всю отчетность (2 ТП отходы, отчетность по отходам для малых и средних предприятий, расчеты НВОС) формировать с использованием модуля  природопользователя   http://rpn.gov.ru/node/6931 http://rpn.gov.ru/node/5523 . Обращаем Ваше внимание, что данное требование не является законным с формальной точки зрения, но решение данного вопроса в судебном порядке займет много времени (порядка 4-5 месяцев), что приведет к несоблюдению сроков подачи отчетности, что в свою очередь влечет административную ответственность согласно КоАП РФ.

Какая предусмотрена ответственность при отсутствии отчетности по обращению с отходами?

3. Какая предусмотрена ответственность при отсутствии отчетности по обращению с отходами?

Непредставление в установленные законодательством сроки в Росприроднадзор отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за отчетный период является нарушением требований абз. 1, 7 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживания и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Поэтому, если субъекты малого и среднего предпринимательства не представляют отчетность в установленный срок, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 КоАП РФ (Письмо Росприроднадзора N ОД-06-01-32/15903)/

Согласно ст. 8.2 КоАП Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если субъекты малого и среднего предпринимательства вообще не представляют отчетность по обращению с отходами, то это м.б. квалифицированно как нарушение статьи 8.5 КоАП РФ «Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Также смотрите разъяснительное  письмо Росприроднадзора от 25 декабря 2014 г. N АА-03-04-36/21179

 

По вопросу приобретения права собственности на образуемые отходы

4.  По вопросу приобретения права собственности на образуемые отходы

1. Право на приобретение будущей вещи в собственность (в т.ч. отходов, которые будут образованы в будущем) является имущественным правом лица. Данное право, в силу п. 1 ст. 129 ГК РФ, может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому;

2. Право на приобретение в собственность образованных в будущем отходов может быть передано как самостоятельно, так и в составе иных имущественных прав по договору.

За какой период могут заставить довнести плату за негативное воздействие

10. За какой период могут заставить довнести плату за негативное воздействие.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30 марта 2010г. № 16772/09 указал, что к взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются нормы не Налогового кодекса РФ о сроках взыскания недоимки, а гражданского законодательства о сроках исковой давности. Поэтому при подаче искового заявления о взыскании этой платы государственный орган (администратор доходов бюджета) вправе обратиться в суд в течение 3 лет после истечения срока на перечисление платы. Те же сроки исковой давности (три года) действуют и в отношении плательщика, в случае решения им вопроса о возврате переплаты платежей за НВОС. Плательщик вправе подать заявление о возврате суммы переплаты в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду в случае выброса загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух без разрешения ?

11. Как рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду в случае выброса загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух без разрешения ?

В этом случае плательщик обязан внести плату за негативное воздействие на окружающую среду с применением 25-кратного повышающего коэффициента к нормативу платы. В соответствии с п. 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Обязана ли организация, не оказывающая негативного воздействия на окружающую среду, сдавать «нулевой» расчет платы?

12. Обязана ли организация, не оказывающая негативного воздействия на окружающую среду, сдавать «нулевой» расчет платы?

Согласно п. 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утв. Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204, Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в т.ч. на рельеф, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом, в соответствии с п. 8 указанного нормативного правового акта плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.

На основании изложенного, организации, не оказывающие виды негативного воздействия на окружающую среду, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, не обязаны предоставлять Расчет платы.

Таким образом, предоставление «нулевого» Расчета платы действующим законодательством не предусмотрено.

По каким формам ведется учет в области обращения с отходами?

13. По каким формам ведется учет в области обращения с отходами?

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721. Данный порядок содержит требования к организации учета и формам таблиц данных учета в области обращения с отходами. Указанные образцы таблиц предусматривают возможность внесения данных учета по итогам квартала или года. При этом в соответствии с п. 20 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Следует отметить, что в соответствии с п. 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).

По вопросу о необходимости постановки плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду на учет в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

14. По вопросу о необходимости постановки плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду на учет в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

В соответствии с Порядком постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзор, утв. Приказом Ростехнадзора от 2 августа 2005 г. № 545, постановка на учет плательщиков платы должна проводиться территориальными органами Ростехнадзора. При этом указанный документ регламентирует процедуру осуществления постановки на учет плательщиков платы административным органом и не предусматривает обязанности совершения каких-либо действий по постановке на учет со стороны плательщиков платы.

Главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. При этом Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования не установлено полномочие Росприроднадзора по ведению учета (постановке на учет) плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Действующим законодательством не установлена обязанность плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду по постановке на учет в территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Каким образом можно обжаловать предписание административного органа об устранении выявленных нарушений?

16. Каким образом можно обжаловать предписание административного органа об устранении выявленных нарушений?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны, в том числе выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 12 ст. 16 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

При этом, предписание административного органа об устранении выявленных нарушений, вынесенное в отношении юридического лица, подлежит оспариванию в арбитражном суде в порядке арбитражного судопроизводства (согласно п.п. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса).

По некоторым вопросам проведения проверок обособленных структурных подразделений юридических лиц.

17. По некоторым вопросам проведения проверок обособленных структурных подразделений юридических лиц.

1. Проверки в соответствии с положениями ФЗ «О защите прав юридический лиц» проводятся в отношении юридических лиц в целом, но не их обособленных структурных подразделений;

2. Проверка обособленных структурных подразделений юридического лица (представительств и (или) филиалов) должна осуществляться на основании одного приказа (распоряжения) о проведении проверки, в рамках единой плановой проверки юридического лица;

3. Плановая проверка юридического лица в лице его обособленных структурных подразделений, находящихся в разных субъектах Российской Федерации возможна, в соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ «О защите прав юридических лиц», — один раз в три года;

4. Проведение в течение трех лет нескольких плановых проверок юридического лица в лице его обособленных структурных подразделений не соответствует действующему законодательству;

5. По окончании проверки юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, оформляется единый акт проверки. Данный акт оформляется до окончания последнего срока проверки, установленного для филиала (представительства) юридического лица;

6. Выявленное в результате осуществления мероприятия по контролю административное правонарушение рассматривается по месту его совершения. При этом полномочия соответствующего государственного органа по рассмотрению дела об административном правонарушении определяются соответствующим положением о нем, либо нормативным документом.

 

Какие экологические последствия для российских организаций повлечет вступление Российской Федерации в ВТО?

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ ратифицирован Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (далее – Марракешское соглашение), подписанный в городе Женеве 16 декабря 2011 года.

Следует отметить, что преамбула к Марракешскому соглашению провозглашает стремление государств-участников содействовать защите и сохранению окружающей среды и совершенствовать располагаемые для этих целей средства с учетом соответствующих потребностей и интересов, связанных с неодинаковым уровнем их экономического развития.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 2 Марракешского соглашения ВТО является общей организационной структурой во взаимных торговых отношениях ее членов по вопросам, вытекающим из соглашений и связанных с ними документов юридического характера, включенных в приложения к данному Соглашению.

При этом соглашения и связанные с ними документы юридического характера, включенные в Приложения 1, 2 и 3 (далее – «Многосторонние торговые соглашения»), составляют неотъемлемую часть данного Соглашения и имеют обязательную силу для всех членов ВТО.

Присоединение Российской Федерации к Марракешскому соглашению (об учреждении ВТО) означает принятие Россией на себя обязательств, предусмотренных Многосторонними торговыми соглашениями.

Следует отметить, что Приложение 1 к Марракешскому соглашению содержит Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм, которое устанавливает, что члены (участники ВТО) имеют право вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты  жизни или здоровья людей, животных или растений, при условии, что такие меры не противоречат положениям данного Соглашения.

Также следует отметить, что положения указанного Соглашения устанавливают право государств — участников Марракешского соглашения ограничить (запретить) импорт определенных товаров при условии возникновения необходимости принятия мер для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений, мер, относящихся к консервации истощаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления.

Одновременно, организация, осуществляющая импорт производимых товаров на территорию государства, являющегося членом ВТО, в числе собственных рисков должна учитывать возможность ограничения (запрета) соответствующим государством ввоза производимых организацией товаров, не соответствующих требованиям, установленных законами, постановлениями, правилами принимающего государства, охватывающими, в том числе:

— требования к конечному продукту;

— методы обработки и производства;

— процедуры испытания, инспектирования, сертификации и одобрения;

— карантинные правила;

— положения в отношении соответствующих статистических методов, процедур отбора проб  и методов оценки риска;

— требования к упаковке и маркировке, непосредственно  направленные на обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Следует отметить, что анализ положений Соглашения по техническим барьерам в торговле позволяет делать вывод о том, что для организации государства импорта являются обязательными для исполнения технические регламенты соответствующего государства, устанавливающие требования к характеристикам товара или связанным с ними процессам и методам производства, включая применимые административные положения.

При этом для целей обеспечения соблюдения технических регламентов конкретного государства лицом, импортирующим товары, на которые распространяется действие данных регламентов, принимающее государство применяет процедуры оценки и подтверждения соответствия.

Таким образом, участие во внешнеторговых отношениях с государством — членом ВТО может предполагать необходимость подтверждения соответствия производимых товаров международным и/или национальным стандартам (техническим регламентам) государства-контрагента.

Также следует отметить, что стремление Российской Федерации к повышению конкурентоспособности российских товаров может послужить причиной установления обязательности подтверждения соответствия производимой на территории государства продукции национальным стандартам, разработанных на основе соответствующих международных стандартов (в том числе стандарты серии ISO 14000 (Системы экологического менеджмента)).

По вопросу правовых последствий при предоставлении технического отчета о неизменности производственного процесса и используемого сырья с информацией о превышении норматива образования отходов

18. По вопросу правовых последствий при предоставлении технического отчета о неизменности производственного процесса и используемого сырья с информацией о превышении норматива образования отходов

1. Образование отходов не является видом негативного воздействия на окружающую среду.

2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за размещение отходов, как вид негативного воздействия на окружающую среду.

3. Технический отчет о неизменности технологического процесса представляется в уведомительном порядке и содержит информацию о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами применительно к размещению отходов.

4. Требование о необходимости согласования технического отчета действующее законодательство не содержит.

5. Организации не могут быть привлечены к ответственности за превышение норматива образования отходов, поскольку норматив образования отходов в качестве самостоятельного документа не утверждается.

6. Несогласование технического отчета о неизменности производственного процесса и используемого сырья не является основанием для автоматического прекращения действия утвержденных лимитов на размещение отходов (документа об утверждении лимитов на размещение отходов). Административная процедура по аннулированию  действия утвержденных лимитов на размещение отходов (документа об утверждении лимитов на размещение отходов) действующим законодательством не предусмотрена.

 

В каких случаях должностные лица органа государственного надзора вправе провести в отношении организации внеплановую проверку соблюдения требований природоохранного законодательства?

19. В каких случаях должностные лица органа государственного надзора вправе провести в отношении организации внеплановую проверку соблюдения требований природоохранного законодательства?

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в т.ч. о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Таким образом, внеплановая проверка организации на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства может быть проведена исключительно при наличии оснований, предусмотренных положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

О передаче отходов физическим лицам.

20. О передаче отходов физическим лицам.

В письме Ростехнадзора от 22 июня 2010 года N 00-07-12/3116 направлены разъяснения по вопросам приема и представления субъектами малого и среднего предпринимательства отчетности (за исключением статистической) об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, в части передачи/продажи отходов физическим лицам, которые используют указанные отходы в домашнем хозяйстве. Т.к. действующее законодательство в сфере обращения с отходами производства и потребления не содержит ограничений на передачу отходов V класса опасности физическим лицам, такого рода манипуляции с отходами правомерны. К тому же утвержденным порядком предоставления отчетности не предусмотрено предоставление сведений о передаче отходов физическим лицам.

Правила накопления и хранения отработанных ртутных ламп.

21.Правила накопления и хранения отработанных ртутных ламп.

Накопление и хранение ртутных ламп по постановлению правительства РФ от 3 сентября 2010 г. n 681 «Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»:

 Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.

 Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

 Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

 Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.

 Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

Требование к субъектам хозяйственной и иной деятельности о предоставлении сведений об ответственных лицах

22. Требование к субъектам хозяйственной и иной деятельности о предоставлении сведений об ответственных лицах

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 67. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Ответственность: ст. 8.1 КоАП РФ.

Права инспектора в области охраны окружающей среды при проверках:

23. Права инспектора в области охраны окружающей среды при проверках:

Согласно п. 4 ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 66 указанного Федерального закона должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

— запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
— беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
— выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
— направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
— предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Является ли наличие документа о профессиональной подготовке в области обращения с отходами I –IV класса опасности соблюдением требования к наличию подготовки в области экологической безопасности?

24. Является ли наличие документа о профессиональной подготовке в области обращения с отходами I –IV класса опасности соблюдением требования к наличию подготовки в области экологической безопасности?

В соответствии с п. 1 ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Также в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I — IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV класса опасности.

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности, при этом профессиональная подготовка и профессиональные (основные и дополнительные) программы являются различными образовательными программами.

Таким образом, наличие документа о наличии профессиональной подготовки в области обращения с отходами I – IV класса опасности не является подтверждением наличия подготовки в области экологической безопасности и не освобождает от обязанности прохождения указанной подготовки.

Одновременно наличие документа, в том числе о среднем или высшем профессиональном образовании по специальностям 020801 – 020804 или 280201 – 280202, не освобождает от обязанности пройти профессиональную подготовку в области обращения с отходами I – IV класса опасности лиц, допущенных к обращению с данными отходами.

Расчет платы за негативное воздействие:

25. Расчет платы за негативное воздействие:

 Согласно п. 5.4 Методических указаний при определении ежеквартального фактического объема выброса (сброса, размещения отходов), можно использовать следующие варианты:

 1) природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета;

2) выброс (сброс) за квартал определяется по нормативам ПДВ (ПДС) или лимиту, а по итогам года определяется весь фактический объем выброса (сброса) по данным статотчетности и происходит уточнение объема выбросов (сбросов) на уровне нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов и превышающих эти нормативы;

3) природопользователи, не имеющие нормативов ПДВ (ПДС) или лимитов, определяют ежеквартальный объем выбросов (сбросов, размещения отходов) делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем выбросов (сбросов, размещения отходов).

О предоставлении информации в органы местного самоуправления

26. О предоставлении информации в органы местного самоуправления

Право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от, в т.ч. юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информацию и документы вправе Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (территориальные органы) и органы, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля, в соответствии с установленной компетенцией;

Органы местного самоуправления не вправе обязывать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представлять информацию и документы по вопросам, связанным с охраной окружающей среды.

Решение о представлении такой информации и документов принимается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в добровольном порядке самостоятельно.

Ответственность за непредоставление формы № 2-ТП (отходы)

27. Ответственность за непредоставление формы № 2-ТП (отходы)

Согласно ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

При этом необходимо учитывать, что большая часть сложившейся судебной арбитражной практики по вопросу оценки нарушения законодательных требований о представлении организацией статистической отчетности, в том числе по форме 2-ТП (отходы), квалифицирует такие административные правонарушения либо по ст. 8.5 КоАП РФ (в случае привлечения к административной ответственности юридического лица) либо по ст. 13.19 КоАП РФ (в случае привлечения к административной ответственности должностного лица).

Вместе с тем привлечение организации к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за непредоставление формы № 2-ТП (отходы) представляется необоснованным в связи с неправильной квалификацией данного правонарушения.

Необходимо ли получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении выбросов от неорганизованных источников?

28. Необходимо ли получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отношении выбросов от неорганизованных источников?

В соответствии с абз. 2, 3 и 4 п. 2.1 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утв. Госкомприродой СССР 1 января 1991 г.:

 источник загрязнения атмосферы – объект, от которого загрязняющее вещество поступает в атмосферу.

 организованные выбросы загрязняющих веществ – выбросы через специально сооруженные устройства.

 неорганизованные выбросы загрязняющих веществ – выбросы в виде ненаправленных потоков газа, например, в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки, выгрузки или хранения продукта, в пылящих отвалах и т.д.

 Согласно п. 3.2 указанной Инструкции при проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.

 Таким образом, к стационарным источникам загрязнения атмосферы (в отношении которых проводится инвентаризация выбросов) относятся как организованные, так и неорганизованные выбросы.

Из п. 1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения.

 Согласно п. 1 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду.

 В соответствии с п. 4 ст. 23 указанного Федерального закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

 Необходимо отметить, что из систематического толкования понятий «источник загрязнения атмосферы», «источник выбросов» и «источник воздействия на окружающую среду» следует тождественность указанных понятий.

 В соответствии с п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утв. Приказом Минприроды России от 25 июля 2011 г. № 650, для получения разрешения на выбросы хозяйствующий субъект представляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление с приложением следующих документов:

 — утвержденных в установленном порядке и действующих нормативов ПДВ и ВСВ для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;

 — утвержденного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при установлении нормативов ПДВ установлено, что их достижение заявителем не обеспечивается), а также информацию о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 3 к Регламенту.

 Согласно п. 2.2 Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, утв. Госкомприроды СССР 11 сентября 1989 г., ПДВ устанавливаются для каждого источника загрязнения атмосферы на действующем предприятии при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников населенного пункта.

 Необходимо также отметить, что приложением к разрешению на выброс являются Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам.

 В графе 3 указанных Нормативов указывается номер стационарного источника выбросов, в графе 2 – соответствующее данному номеру производство, цех или участок.

На основании изложенного, требования действующего законодательства о необходимости осуществления инвентаризации выбросов, нормирования выбросов и получения разрешения на выброс распространяются как на организованные, так и на неорганизованные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Прокурорские проверки

29.Прокурорские проверки

1. При проведении прокурорской проверки в рамках осуществления прокурорского надзора не применяются положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

2. Органы прокуратуры при проведении проверки вправе привлекать специалистов и экспертов (в том числе ФБУ «ЦЛАТИ»);

3. Представитель органов государственного надзора не обязан присутствовать при проведении прокурорской проверки, но прокурор вправе привлечь в т.ч. представителя органа государственного надзора в качестве специалиста для выяснения вопросов, возникших в ходе проведения проверки;

4. Административный орган при решении вопроса о привлечении организации к административной ответственности, вправе рассматривать в качестве доказательств по делу об административном правонарушении любые документы, в т.ч. данные лаборатории ФБУ «ЦЛАТИ» и лаборатории предприятия;

5. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано;

6. Действующее законодательство содержит обязательные условия для проведения проверки прокурором:

— прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;

— содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов и требуется использование прокурорский полномочий (принятие мер реагирования непосредственно прокурором);

7. В случае, когда органами прокуратуры проверка проводится без соблюдения указанных выше условий ее проведения, действия органов прокуратуры в процессе данной проверке нельзя относить к действиям, вытекающим из полномочий органов прокуратуры;

8. Прокуроры не вправе осуществлять проверки, относящиеся к сфере деятельности других государственных органов. Прокурорские проверки не должны касаться исполнения подзаконных и ведомственных актов. Такая практика является, по существу, вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность организаций;

9. Положениями ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены конкретные формы прокурорского реагирования в рамках осуществления надзора за исполнением законов: протест, представление, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона;

10. По результатам прокурорской проверки акт проверки не составляется. Прокурором или его заместителем в случае выявления факта нарушения закона выносится протест, представление, постановление или предостережение о недопустимости нарушения закона.

Документ о подготовке в области экологической безопасности